Помните мой пост о том, что каждая индийская женщина мечтает стать суррогатной матерью. И о том, что в Индии – суррогатное материнство превратилось в неконтролируемый бизнес с длинными очередями женщинами, во что бы то ни было, желающих обеспечить себя месяцев на 9 стабильным заработком.
Так вот, сегодня я бы хотела рассказать, что боль и отчуждение существует не только в Индии, но и в некоторых процветающих странах, где суррогатное материнство, по тем или иным причинам, запрещено.
Ниже я приложила статью, рассказывающую о том, как немецкая пара, воспользовавшись услугами суррогатной матери – из-за казусов, заложенных в немецкую правовую машину, теперь просто не могут забрать своего ребенка домой.
Немецкие родители вынуждены время от времени ездить в Индию, чтобы хоть изредка проведывать своего ребенка. В это же время они отстаивают свои права. Но, пока видимо, все бесполезно. Суррогатное материнство в германии – табу. А правосудие не привыкло различать живых детей и тех, что фигурируют в букве закона.
Что же произошло…
Два года назад одна бесплодная супружеская пара из Баварии, казалось, наконец-то смогла осуществить свою давнюю мечту о ребенке. В 2008 году в индийском центре суррогатного материнства местная женщина родила немецким супругам близнецов. Но когда пришло время оформлять документы на выезд в ФРГ, новоиспеченные родители столкнулись с серьезными юридическими проблемами.
Ведь в отличие от Индии в Германии суррогатное материнство строго запрещено законом. Его нарушителям грозит крупный штраф, а также лишение свободы сроком до трех лет.
Уже два года эти дети продолжают оставаться в Индии, куда к ним из Баварии выехал их отец - именно его сперматозоиды были использованы при искусственном оплодотворении донорской яйцеклетки в индийской лаборатории. Их же новая немецкая мама остается в ФРГ. Она следит за развитием "своих" ребятишек по интернету, зарабатывает им на жизнь и надеется на чудо: на воссоединение "своей" семьи в Германии.
По индийским законам, именно она и ее супруг - родители близнецов. Ведь суррогатное материнство в Индии разрешено. По немецким же порядкам, баварская чета преступила черту закона, прибегнув к услугам суррогатной матери. "Это очень трагическая ситуация, но мы не можем помогать тем, кто нарушает закон", - сообщили супругам в МИД ФРГ.
Попытки обойти закон
Никому неизвестно, сколько немцев для получения потомства прибегают к услугам суррогатных матерей-иностранок. Эксперты, занимающиеся исследованием данной проблематики, предполагают, что их количество достигает как минимум 10-15 семей в год.
Как правило, эти пары держат свои планы в строжайшем секрете, и, возвращаясь из долгого путешествия домой, утверждают, что их ребенок родился за границей. В отличие от большинства баварские супруги хотели быть честными и, рассказав немецким чиновникам правду, оказались в настоящей юридической западне.
Нередко в попытке обойти строгий запрет на суррогатное материнство, имеющий силу в Германии, немецкие пары обращаются за подобными услугами в Индию или другие страны мира, где подобный метод репродукции не запрещен. Разрешен он и в России, Беларуси и на Украине. В Германии же действует одно из самых жестких законодательств мира в отношении репродуктивной медицины: здесь запрещено не только суррогатное материнство, но и донорство яйцеклеток.
По словам терапевта Петры Торн (Petra Thorn), чаще всего к нелегальным методам оплодотворения прибегают отчаявшиеся женщины, которые не могут забеременеть естественным путем, или имеющие генетические заболевания. Клиентки обращаются за помощью в зарубежные клиники, а те уже на месте пересаживают им донорские яйцеклетки или подыскивают суррогатных матерей, готовых выносить чужого ребенка.
Петра Торн считает, что те пары, которые ищут помощь по решению проблем бесплодия за границей, испытывают колоссальное психологическое давление. Это значит, что к этому моменту они перепробовали все возможные легальные варианты, имеющие место в Германии.
Этический вопрос
По некоторым оценкам, ежегодно от 1500 до 1900 немецких пар отправляются за границу, чтобы вылечиться от бесплодия. Предпочтение отдается восточноевропейским странам, а также Бельгии.
Дело в том, что бельгийские центры по планированию беременности предлагают услугу, запрещенную в Германии законом по защите эмбриона. Речь идет о преимплантационной генетической диагностике (ПДГ). Этот метод позволяет выявить наследственные и врожденные заболевания эмбриона, зачатого в пробирке, до того, как он будет помещен в полость матки.
По мнению сотрудницы из Семейного консультационного центра Pro familia Доротеи Кляйншмидт (Dorothee Kleinschmidt), европейские клиники, практикующие ПДГ, не информируют своих клиентов о всех рисках и недостатках спорной методики.
С ПДГ было связано много надежд, но теперь ясно, что этот метод может навредить эмбрионам, и некоторые из них не смогут полноценно развиться", - рассказывает Доротея Кляйншмидт. По ее словам, прибегая к этому методу, врачи руководствуются принципом отбора самых лучших и здоровых эмбрионов. Но кто имеет право решать, какой эмбрион должен жить, а какой нет?
В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении в Федеральной судебной палате Германии. Сторонники преимплантационной генетической диагностики надеются на положительный исход судебного разбирательства и смягчение запрета ПДГ.
Выгодный бизнес
Лечение бесплодия и планирование беременности - выгодный бизнес. После прохождения лечения в Германии около 50 процентов пациентов с помощью искусственного оплодотворения становятся родителями. Отчаявшиеся же начинают искать лазейки за границей.
По мнению доцента из Гамбурга Ингрид Шнайдер (Ingrid Schneider), которая занимается исследованием данной проблематики, спрос на здоровые донорские яйцеклетки из-за рубежа действительно большой, и удовлетворить его очень сложно.
Шнайдер критикует зарубежные центры по оплодотворению, которые рекламируют свои услуги так, словно речь идет о благотворительной помощи, например, они делают это с помощью слогана: "Женщины помогают женщинам стать матерями".
При внимательном же рассмотрении отдельно взятого случая становится ясно, что женщины, согласившиеся на донорство своих яйцеклеток, не стали бы это делать, если бы они не находились в тяжелом финансовом положении", - уверена Шнайдер. Например, в Индии суррогатные матери за каждого выношенного и рожденного малыша получают в среднем шесть тысяч евро. Один украинский портал вербует немецких клиенток более высокими ценами: 21 тыс. евро за успешную беременность.
Шнайдер указывает на то, что в иностранных репродуктивных центрах замалчивается информация о возможных заболеваниях, которые могут возникнуть после процедуры извлечения яйцеклетки из организма женщины-донора. Но большинство лечащихся пар настолько хотят потомства, что им все равно, какие технологии и методы будут использованы для осуществления их заветной мечты, критикует она.
Что дальше?
Недавно Европейский суд по правам человека вынес решение, которое некоторые специалисты начали рассматривать в качестве ориентира в этой сложной и противоречивой теме. В апреле 2010 года страсбургские судьи постановили, что действующий в Австрии закон, запрещающий использование донорских яйцеклеток, нарушает основные права граждан на защиту семьи, а также дискриминирует бесплодные пары. Каким образом данный вердикт скажется на судьбе подобного запрета в Германии, пока неясно.
?